karmit: (я)
Первая неделя после каникул.
Пятница, утро (уже не очень раннее). Арик и Моше залезли в коляску - мне нужно отвести Моше в хедер, и потом пойти в супер купить халы на шаббат и разную всячину. Мы с Ариком отвели Моше, и я повернула коляску в ту сторону, где супер (минут 10 пешком).
- А на горку? - спросил Арик. Обычно после хедера он меня ведет на детскую площадку.
- Арик, сначала в магазин, потом на горку.
Пошли в супер, купили халы и все остальное, вышли.
- А теперь на горку! - сказал Арик. Все помнит.
- Хорошо, Арик, теперь на горку.
я быстро поразмышляла, какой дорогой лучше пойти, и решила, что лучше всего по улочке, которая рядом с хедером Моше. Когда мы подошли близко к хедеру, я увидела там много людей и машин.
"Неужели что-то случилось?" Оглядела все - вроде ничего. И тут вдруг вспомнила: "Сегодня же пятница, короткий день!" Посмотрела на часы - 11:48, а Моше надо забирать в 11-45! Когда мы с Ариком примчались в класс к Моше, там был только Моше и еще мальчик, остальных уже забрали. Ну и ну, чуть не забыла забрать ребенка!
Потом я это рассказывала мужу.
- Да, - сказал муж, - я как раз проезжал мимо хедера и помахал вам с Ариком, но у тебя был офигевший вид, и ты не обратила на меня внимания.
karmit: (я)
Из Египта мы вышли очень хорошо. Мой муж замечательно проводит пасхальный седер. У меня есть маленький обычай - на каждый Песах покупать новую Агаду, у нас их много разных. В этот раз читали Агаду рава Ицхака Зильбера זצ"ל.
В начале седера на мне, как водится, живого места не было после подготовки к Песаху, но поскольку сидеть надо долго, то к концу мне стало лучше, и вообще пасхальный седер - это мое любимое время: одновременно с нами евреи во всем мире сидят за столом, рассказывают об исходе из Египта и поют "Чем отличается эта ночь от других ночей?" И уже не надо ничего убирать, что убрано - то убрано, а до следующего Песаха целый год.
Трое наших девиц участвовали - и задавали вопросы, и отвечали, даже Шира приятно удивила своими познаниями. Все пятеро искали афикоман. В этот раз мне не удалось найти момент, когда внимание будет отвлечено, чтоб спрятать афикоман, поэтому пришлось попросить детей выйти за дверь квартиры, спрятать афикоман и потом впустить детей, чтоб искали. Потом, когда дети выторговали себе подарки, они принялись играть в прятки, даже Браша. А потом они сделали себе лжеафикоман, и уже сами его прятали и искали. С нашими детьми не соскучишься.
В этом году было какое-то потрясающее продуктовое изобилие. Обычно надо искать днем с огнем майонез без китниет и харосет, а печенье бывало двух видов и дорогое, сейчас же было полно всего, печенья так вообще у нас было видов 6 и недорогого, и, к счастью, каждому понравился какой-то один вид печенья. А фрукты и овощи у нас еще не закончились, как бывало раньше.

Сегодня была встреча в доме наших учителей. семьи Мильнер в Алон Швуте, с моими подругами, с которыми мы 20 лет назад учились в Москве. Это как семья. Встреча, разговоры, воспоминания -хорошо. но мало.
karmit: (я)
Ходила в супер на ночь глядя, т.к. закончилась фольга для покрытий на кухне. Удалось выйти только в полдвенадцатого - супер открыт по расписанию до 12, до него минут 15 ходьбы, и я со своей колясочкой очень торопилась, пока дверь магазина не превратилась в тыкву. Почему с колясочкой - да потому что к фольге надо было еще мелочей прикупить, в итоге получилось 256 шекелей. Как сказал муж, когда я вернулась домой с кучей покупок - сходила за спичками...
По улице впереди меня бежали тоже люди с пустыми колясками, В супере был аншлаг, и когда я выходила с покупками, туда еще впускали людей. На улицах людно, как днем, и хорошая погода - прохладно, без ветра и чистый воздух.
А нам еще надо добить кухню. Классный парнишка, которого мы наняли на уборку, работал как электровеник, и сделал хорошо и быстро почти всю кухню. Я в это время разбирала и выбрасывала бумаги и всякий мусор, до чего вряд ли дошли бы руки, если бы не этот замечательный парнишка. И муж выбросил, наверное, тонну бумаг. Правда, места в квартире почему-то больше не стало.

В этом году наш Моше - тот самый сын из пасхальной Агады, который задает вопросы, глядя на подготовку к Песаху: а это зачем, а это что ты делаешь, а почему? Что такое счет Омера? Наша радость.
karmit: (я)
Сначала я писала строго по порядку, а сейчас получается, что пишу по принципу "что в голову придет". Как будто кто-то говорит мне, о чем надо писать.
Мой долгий путь в Израиль повлиял на то, что будучи еще в стране исхода, я много размышляла о том, как будет складываться жизнь здесь. Часто случались вспышки отчаяния, когда я понимала, что дорогие для меня люди, которые уехали, создают новую жизнь, и чем дольше я буду оставаться на старом месте, тем меньше мне будет места в той будущей жизни.

Так оно и оказалось. Read more... )
karmit: (я)
Когда я ушла из университета Бар-Илан, то планировала поселиться близко к Иерусалиму - в каком-нибудь поселении Гуш-Эциона или Шомрона, в караване. Кирьят-Арба в мои планы не входила - мне казалось, что это очень далеко от Иерусалима. Ведь я надеялась потом перевестись в Иерусалимский университет, и работу искала тоже в Иерусалиме. Работа пока не находилась, а тем временем моя подружка Алла green_gluk переехала из поселения Алон Швут в Кирьят-Арбу (ее родители собирались приехать насовсем, а жизнь в религиозном поселении им не подходила), и, как раньше я к ней ездила в гости в Алон Швут, так теперь ездила в Кирьят-Арбу. И увидела, что не так уж далеко это от Иерусалима - полчаса езды на машине (езда на тремпах, т.е. попутках, там, как и в поселениях, весьма была популярна). И рядом Хеврон - вышел из дома, перешел дорогу, вышел в калитку, вот ты и в Хевроне, и мы сначала каждый шаббат вечером ходили на молитву в Пещеру Праотцов, это было потрясающе, мы молились в карлибахском миньяне. И то, что Хеврон рядом, и то, что это находится в глубине "территорий", т.е. больше опасностей - это было круто, а мне чем круче - тем лучше. И поселенцы там были особенно крутые. Взять хотя бы художника Шмуэля Мушника, который создал музей в еврейском квартале Хеврона Бейт Адассе, и сам по себе - ходячая энциклопедия. Но с Мушником я познакомилась позже, не буду забегать вперед.

Read more... )
karmit: (я)
Виталий Портников

Накануне XIX партконференции КПСС я решил записать на Красной площади короткие интервью с москвичами и гостями советской столицы — о том, каких перемен они ждут. Не успел я выйти на площадь и достать даже не магнитофон, а самый обычный блокнот с ручкой, как половина туристов оказалась работниками госбезопасности. От привода в участок меня спасло только журналистское удостоверение — уже была перестройка, и работники КГБ решили, что в моих действиях нет ничего угрожающего. И такой режим тотального контроля над территорией, прилегающей к Кремлю, остается по сей день.

Вы можете провести простой эксперимент — попытаться навести на Кремль…нет, не оружие, а обычную телекамеру — и сами увидите, что будет, если у вас нет соответствующего разрешения Федеральной службы охраны. Поэтому нет в России более безопасной территории, чем территория, прилегающая к Кремлю. Если кто-то действительно хочет убить человека, он точно будет делать это не под камерами наблюдения и не рядом с прогуливающимися прохожими, которые запросто могут оказаться переодетыми офицерами ФСО. Лицензию на убийство у Кремля имеет только сама российская власть.

Поэтому мне смешны предложения "подождать результатов следствия" по убийству Немцова. Поэтому мне крайне странно слышать, что Путин "должен сделать все возможное, чтобы найти убийц". Путин, наверное, и тех, кто сбил "Боинг" должен найти? И тех, кто убил Литвиненко — благо искать долго не нужно, стоит только сходить в Государственную думу? Вообще, почему призывающие Путина к расследованию убийства одного из самых ярких оппозиционеров России считают, что он еще кому-то что-то должен? Путин живет в своем собственном мире, довольно сильно отличающемся от мира, в котором мы с вами находимся. И в этом мире все должны ему.

Но если призывы поскорее расследовать дело об убийстве Немцова в стране, в которой давно нет ни суда, ни следствия — просто глупость, то попытки списать это убийство на ЦРУ, "Правый сектор" или российскую оппозицию — откровенный идиотизм. Потому что если сегодня ЦРУ, "Правый сектор" или российские оппозиционеры могут запросто провести операцию по убийству человека в наиболее тщательно охраняемой зоне Москвы, то почему им завтра не устроить что-нибудь пострашнее? Почему они вообще решили стрелять в Немцова, чтобы ухудшить "репутацию" Путина, а не в самого российского президента или в кого-нибудь еще из представителей его администрации? Ведь если российские спецслужбы с их неимоверно раздутым бюджетом не контролируют даже пространство вокруг Кремля, то как они могут отвечать за безопасность главы государства? Мало ли что завтра придумает ЦРУ или "Правый сектор"?

Нет, в эффективности ФСБ и ФСО — по крайней мере, на кремлевском пятачке — я не сомневаюсь. И никогда не поверю, что Бориса могли убить у Кремля "просто так" — не могли. В авторитарных странах вообще ничего не делается "просто так". Маттеотти не убивали "просто так". Рейхстаг не поджигали "просто так". Все это было запланировано, осмысленно — и вне зависимости от ответственности первых лиц за эти провокации имело совершенно очевидные страшные последствия.

И убийство Немцова тоже будет их иметь.

http://glavred.info/avtorskie_kolonki/licenziya-na-ubiystvo-ili-pochemu-nemcova-zastrelili-u-vorot-kremlya-304852.html
karmit: (я)
Позавчера, когда осталось очень мало времени до наступления шабата, я обнаружила 2 куриные ножки, с которыми срочно надо было что-то сделать. Я и дети такое не едим, так что это для мужа. Что-то заурядное не хотелось делать, поэтому я побежала из кухни к этажерке с кулинарными книгами, там у меня есть книга, которая вся состоит из рецептов, как готовить курицу.
Открыла первый рецепт и прочитала его: порезать полосками разноцветные перцы, луковицу, положить несколько зубчиков чеснока, лимонный сок, соевый соус, горчицу и горячую воду. Обложить всем этим курицу и печь в духовке. Нашла 1 красный перец, порезала его, налила остатки соевого соуса, разрезала лимон, из которого удалось выдавить пару капель сока... А на все остальное совершенно не оставалось времени, даже сделать пару шагов до холодильника и взять оттуда горчицу. Так что завернула пакетик со всем этим добром - и в духовку.
И что вы думаете, получилась такая красота, что муж не мог остановиться, даже тарелку облизал. Так что фигня, товарищи, все эти ваши рецепты.
karmit: (я)
Когда я написала о том, что сняла свою первую квартиру в Израиле, ко мне начали "приходить" посторонние воспоминания.
Когда описывают типы людей, родившихся под тем или иным знаком Зодиака, то о Водолеях всегда пишут, что они любят свободу, друзей, шокировать окружающих своим поведением и часто не имеют дома в смысле домашнего очага.
Я была таким типичным Водолеем - в числе прочего, старалась пореже бывать дома, в период КСП была то на клубных или квартирных посиделках (часто переходящих из вечерних в ночные), то на концертах, то на слетах, а в эпоху после КСП тоже часто ездила или просто пропадала по разным делам - еврейским или просто делам - я с 15 лет работала, и у меня всегда были свои деньги, так что была легкой на подъем. Решила, что мне надо срочно в Париж в Москву по делу - тут же ноги в руки, в предварительные кассы - и у меня уже билет на поезд.

Дома, то есть очага или семьи, у меня действительно почти не было, даже если бы я не ездила никуда. Read more... )
karmit: (я)
Прошедший день подарил мне замечательный подарок на день рождения - концерт Нателлы Болтянской. Она бесконечно прекрасна. К сожалению, ни один видеоролик из тех, что я выбирала, чтоб поставить сюда, не передает ее мощного обаяния и голоса. Но хоть что-то.

http://youtu.be/LsY1rhC6yc4
karmit: (я)
Оказывается, с тех пор, как я прекратила писать "Этапы израильского пути", прошло почти пять лет! Хорошо хоть, что не десять :) Тогда мне Шира не давала писать, потом Моше, а теперь - Арик. Но ничего, если вдохновение будет, то как-нибудь.

Начало здесь: Первая часть

Осень-зима 1996.
Остановилась я на том, что мне пришлось уйти из университета Бар-Илан после первого года обучения (подробности в предыдущих главах). Со временем я надеялась перевестись в Иерусалимский университет, а пока что - снять жилье, найти работу, отдышаться после трудного года (смешно, конечно, но кто же знал, что будет?). Ко мне вот-вот собиралась приехать моя мама в гости надолго, чтобы мне помогать, поэтому, даже если бы я оставалась в университете, в общежитие с мамой не пустили бы, да и очень хотелось иметь свою крышу над головой - пусть съемную, но чтобы мне никто не говорил, когда там можно быть и когда - нельзя, ведь общежитие университета на праздники закрывалось, и нужно было каждый раз искать себе место.
Read more... )
karmit: (я)
На нашей улице есть фалафельная, которую держит еврейская семья восточного происхождения - отец и сыновья. Дети меня иногда туда водят купить им что-нибудь. Недавно, когда мы туда зашли, парень за прилавком, быстро выполня наш заказ (они там как электровеники), спросил меня по-русски:
- Ты говоришь по-русски?
- Немножко, - ответила я, но дала понять, что лучше говорить на иврите - наверное, это все, что он знает по-русски, зачем мне смущать человека? А дальше он меня спросил (на иврите):
- Так ты из России или из Украины?
- Из Украины.
- Украина - хорошо! (сказал по-русски).
Подумать только, еще совсем недавно большинство израильтян не различало, что там Россия, и что там - Украина, все выходцы назывались "русим".
karmit: (я)
Год назад, когда Браша поступала в семинар (старшую школу), на собеседовании директор спрашивала, в том числе, какие у Браши увлечения, и Браша, конечно же, принялась рассказывать о консерваторионе. Директор спросила: "Ты еще там не преподаешь?", и Браша, не поняв, что это шутка, ответила: "Да, преподаю теорию музыки отстающим." И это истинная правда. Одна ее ученица на днях выходит замуж, уже не первая. То есть, ученицам, соответственно, 18-19 лет, а Браше - недавно исполнилось 14, и она преподает больше года.
karmit: (я)
Несколько дней назад. Укладываясь спать, спросила:
- Почему надо ходить в школу?
Этот вопрос она задавала много раз, а я много раз на него отвечала. Честно говоря, не знаю я, почему надо ходить в школу. В этот раз я ответила, не отрываясь от какого-то дела:
- Чтобы получить документ, потому учиться дальше и где-нибудь работать.
- Но я не хочу работать!
karmit: (я)
То есть, снег идет, но видно его, только когда летит. Сегодня из-за снега снова отменили занятия в школах и садиках на радость детям, так что мы выспались. Но к шаббату готовиться надо, поэтому я ходила в супер за халами, и еще надо было докупить пару-тройку вещей. Снег идет, но тает сразу, так что на земле просто мокро. Около МАДА (скорая помощь) лежит несколько старых сугробов. А вообще на улице не так уж страшно, вполне приятно, +2, погода напоминает московскую. Мне даже жарко было.

А в больницу с Элишевой позавчера мы хорошо съездили. На улице было как раз очень холодно, мы туда взяли такси. В больнице я приготовилась провести полдня, как это обычно бывает в больнице, но в наше отделение не было совсем никого. Через 15 минут мы уже двигались в сторону дома. У секретарши в компьютере было записано, что мы живем в Текоа (когда я была последний раз в Адассе, мы там жили), и она с ужасом спросила: "Как вы смогли доехать???"
karmit: (я)
Вот и я стала мерзнуть. В Иерусалиме завтра ожидают снег. По этому случаю вчера в супере творилось такое... я не перед каждым шаббатом или праздником такое видела. Занятий не будет в школах и даже у меня в колледже.
Самое смешное, что завтра нам с Элишевой нужно ехать в больницу на проверку, которую мы ожидали несколько месяцев.

Браша

Jan. 1st, 2015 11:35 pm
karmit: (я)
Сегодня у Браши был день рождения, 14 лет. Такая девица красивая, умереть - не встать! Оба фотоаппарата мы куда-то задевали, придется поверить на слово.
Я специально не писала, пока не закончился пост. Браша родилась на исходе 10 тевета. Поэтому день рождения толком не празднуем, только на исходе поста бегом делаем традиционные тортики. Я когда-то посокрушалась, что еще бы минут 15 хотя бы - и был бы уже день рождения 11 тевета, тогда можно было бы разгуляться, но Браша сказала, что она как раз рада, что у нее день рождения в такой особенный день.
karmit: (я)
Три дня назад была на экскурсии с Менахемом Ягломом в Нахлаот (это старый район Иерусалима). Я много раз была в Нахлаот - когда-то после свадьбы год мы жили недалеко, и я по шаббатам таскала мужа туда гулять - и всякий раз нахожу что-то новое, там совершенно изумительно просто ходить, куда глаза глядят и ноги ведут - старые дома с уютными двориками... А в Ханукку - еще лучше, вечером везде горят хануккальные светильники разной степени древности.
И мне так было жаль, что мои дети это не видят.
Вчера я взяла туда с собой Моше (девицы уехали к бабушке, Арик остался дома с папой). Так хорошо наблюдать, когда ребенок видит что-то в первый раз и радуется. Успели захватить последний вечер Ханукки, чтоб посмотреть на хануккальные светильники. И не только в Нахлаот светильники - в каком районе ни находишься, везде в окнах горят свечки. Израиль в Ханукку особенно прекрасен!
Теперь девицы тоже просятся в Нахлаот, вот и пойдем как-нибудь.
karmit: (я)
Муж рассказал, что лет 20 назад слышал от одного знакомого историю. Этот знакомый решил открыть в Тель-Авивском университете кружок по изучению Пиркей Авот (Наставления отцов). И ни один человек не записался. Через год после этого он объявил о записи на кружок китайской философии. Записалось много народу, только что на люстре не висели. Преподавал этот человек те же Пиркей Авот. А все думали, что это китайская философия. Какой же облом наступил, когда в конце года этот знакомый мужа объявил, что на самом деле он преподавал!
Вот такая еврейская проблема. Чужое хотим изучать, а свое - ни за что.
karmit: (я)

На злобу дня по поводу убиенного 19 лет назад дедушки Р.
История от моей френдессы:
"Сыну одной моей подруги дали в классе задание: написать, что бы каждый из них сказал Рабину, если бы встретил его. Подруга с ужасом спросила: "Где - встретил?" "Ну, если бы он был жив. Ну, до того, как его убили, если б я его застал". "И что ты написал?" "Что сказал бы ему, чтоб он надевал бронежилет".

А вот анекдот:
"Водитель Рабина охраннику:
- Куда везти?
Охранник:
- В морг!
Рабин:
-Но я еще жив.
Охранник:
- А мы еще не доехали...

karmit: (я)
Народ, бывает, вздыхает о том, что идиш - потерянный язык, и никто на нем не говорит. А у меня в Ромеме такое впечатление, что говорят все, кроме нас. По нашей улице, когда все идут из школ, толпами ходят девочки из вижницкой, кажется школы, ни разу не слышала, чтоб они между собой говорили на иврите. Няня у нашего Арика идишеговорящая. И дети с родителями на улице говорят то на английском, то на идиш, иврит иногда редкостью становится. Более того, я нашла Элишеве кружок рисования на высоком уровне, как она хотела, так пришлось отказаться - кроме того, что это далеко от нас, так еще ведется на идиш, в котором Элишева совершенно ни в зуб ногой. Правда, это какой-то такой идиш, который я не понимаю абсолютно. В Харькове, когда старики при мне говорили, я много понимала, и не из-за русских слов У меня была подружка в Харькове, у нее мама была родом из Белоруссии, а папа из Литвы, так они идиш друг друга не понимали. Вот здесь, наверное, какой-то американский диалект идиша, кроме "вус", "шнел" и еще, кроме пары-тройки слов, я даже разобрать не могу ничего.
А еще как-то раз на выходе из супера, в котором у меня время от времени случаются или приятные встречи, или кому-то получается помочь, мне встретилась бабулька (хотя какая бабулька, это была довольно подтянутая женщина), которая спросила: "Идиш?" Мы с моим знакомым, которого я там тоже случайно встретила, хором спросили в ответ: "Русский?", т.к. в этой пожилой даме угадывалась наша соотечественница с доисторической. Оказалось, что ей нужен банк "А-Поалим", и я сказала, что это на автовокзале, тут недалеко, мы с Ариком (который тогда еще ездил в коляске) проводим. Всю дорогу она не уставала нас благодарить: "Ой, спасибо вам большое, дай Б-г здоровья вам и вашему ребеночку!", аж неудобно стало - тут пять минут пройтись, даже меньше.


Когда-то в Рамот одна бабушка меня гоняла с коляской по многочисленным ступенькам, чтоб я привела ее в нужный подъезд, который я сама не знала, где он (к дому привела, а к каждому из подъездов были отдельные ступеньки), и "спасибо" я не услышала. А тут недалеко и по ровному, одно удовольствие прогуляться и побеседовать на приятную тему, про идиш.
Эта благодарная дама меня спросила, знаю ли я идиш, я сказала, что увы, хотела бы, но только слово тут, слово там, и все. "А у меня", - сказала она, - "идиш родной язык". Рассказала, что родилась в местечке Красное Винницкой области, и что там все говорили на идиш.
А недавно я прочитала, что в этом местечке родился Овсей Дриз, вот как.
karmit: (я)
Сегодня началась моя учеба в колледже (да, я вечный студент). Что-то я сильно охреневшая - накануне удалось пойти спать всего за 4 часа до подъема, а утром надо было выпихнуть всех из дома с приготовленной едой, сложить еду и вещи Арику, который в связи с моей учебой ходил первый раз к няньке, ни минуты свободной у меня не было, но надо было перед выходом обязательно поесть, т.к. учеба с утра и до 15-30, а с собой еды взять мне коробочки не хватило. С моими лишними пятьюдесятью килограммами можно один день и не поесть, но все ж не дело это.
Лекции по фитотерапии и питанию оказались безумно интересными, завтра будет анатомия и физиология. У меня обычно репутация тихенькой мышки, а сегодня я всех, кажется, достала разговорами на тему. Так что отколоться от своей медицинской семьи не вышло.
Арика жалко, придется ему привыкать ходить "на работу" 3 дня в неделю, но 1 раз пару часов он будет вместе с Моше, да и дома он на стенку лезет. Надеюсь, что будет ему хорошо, пока что он хочет туда снова, катать кукольную коляску. Дома у них с Моше вечно драка за такую коляску .
karmit: (я)
Я люблю украинский язык, просто тащусь от него. Он очень красивый. Слово "роза" красивое, но то ли дело "троянда". "Заранее" как-то бесцветно звучит, то ли дело "заздалегідь". А еще на нем можно выразить свои чувства, не матерясь.
Когда я жила в Харькове, мне все равно было, на каком языке - русском или украинском - читать книжки, тем более, что при дефиците хороших книг они были иногда доступны на украинском. Правда, жизнь вдалеке от среды сказывается: читаю все так же свободно, а говорить - не знаю, могу ли. Зато мужа, которого угораздило родиться в России, можно знакомить с украинскими словами, он их так смешно произносит.

Ліна Костенко
***
Є вірші – квіти.
Вірші – дуби.
Є іграшки – вірші.
Є рани.
Є повелителі і раби.
І вірші є –

каторжани.

Крізь мури в'язниць,
по тернах лихоліть –

ідуть, ідуть по етапу століть…
karmit: (я)
Мои благодарные читатели, конечно же, не знали, какую оплошность я допустила в своих мемуарах "Путь в Израиль", вот в этом абзаце:
На одном из собраний Общества выступил пожилой человек, который, среди прочего, сказал, что будет выпускать городскую еврейскую газету. После собрания я подошла к нему и предложила свою помощь: газета - это была моя мечта! И мы начали выпускать маленькую газетку "Бен-сиах" (собеседник), похожую на самиздат - я печатала на своей машинке материалы, по ходу дела правила их, а мой редактор (тот самый человек) уже организовывал тираж с помощью ротапринта.

Этот человек, Юрий Михайлович Ляховицкий, кроме нашей газеты, писал "Книгу Дробицкого Яра" под названием "Попранная мезуза", я тоже печатала какие-то главы и помогала искать имена убитых.Основной его работой было преподавание в политехническом институте, он был доцент, кандидат наук - отнюдь не гуманитарных, а технических. Он много времени занимался сбором информации о евреях, просиживал часы в городском архиве. В то время, когда слово "Интернет" было никому не известно, он был ходячей энциклопедией в том, что касалось еврейской истории.

Да, так о чем это я? Не так давно я поискала в Гугле его имя, оказалось, что он в середине 90-х преподавал еврейскую историю в филиале Открытого университета в Украине, а сейчас - директор музея Катастрофы в Бат-Яме. Но самое главное, что я поняла, увидев год его рождения, что тогда, когда в конце 80-х я видела в нем пожилого человека, ему было всего-то 48 или 49 лет! А мне было лет 17. Сейчас-то для меня 48 лет - нормальный расцвет сил. Так что все нужно проверять, а то мало ли что напишут, а читатель и поверит...
karmit: (я)
Накануне Хануки 2003 года вышла в свет книга воспоминаний рава Ицхака Зильбера זצ"ל "Чтобы ты остался евреем". Презентация книги была на ханукальном вечере Толдот Йешурун, там был и сам рав, он был очень болен, через 8 месяцев накануне 9 ава его не стало.
Если в двух словах описать содержание книги - она о том, как можно было остаться религиозным евреем в условиях Советского Союза, вырастить там детей, а потом - в Израиле... Это - одна из тех книг, которые я время от времени перечитываю.И я всегда очень рада, когда удается пообщаться с дочкой рава Хавой Куперман или послушать ее урок.
Через некоторое время после того, как рава не стало, мой щедрый муж купил 5 экземпляров этой книги, чтобы я подарила их Русской библиотеке в Иерусалиме - я тогда брала там читать книги, и при случае отнесла туда эти книги рава Зильбера, тогда библиотека находилась в здании Сионистского форума рядом с автовокзалом. Через некоторое время, когда я снова пришла в библиотеку поменять книги, мне захотелось посмотреть, стоят ли на полках книги рава Зильбера, я их не нашла и спросила у библиотекаря, где они находятся. Мне сказали, что это на втором этаже. Я до этого не подозревала о том, что полки с книгами есть не только на первом этаже. Поднялась на второй этаж (там никого не было - наверное, не только я брала книги только на первом этаже). Одну книгу рава Зильбера я с большим трудом, но нашла. Спросила, где же остальные книги, и мне ответили: "Они на складе, здесь незачем держать сразу несколько книг." Свою ошибку я поняла сразу же - надо было не в библиотеку отдавать книги, а просто держать их у себя и давать читать тем, кто хочет. Но что сделано, то сделано.
Книга довольно дорогая, не все могут позволить себе ее купить, так что если у кого-то есть знакомые, которые хотели бы ее прочитать, и у них есть абонемент в Русскую библиотеку (сейчас она находится в Шуканьоне), то скажите им, что можно взять там (хотя и прошло 10 лет, надеюсь, что ничего не пропало).

***

Sep. 8th, 2014 12:59 pm
karmit: (я)
Моя сестра с дочкой вчера вернулись из Израиля в Харьков.
Дочка уже в школе, сестра - на работе. Она стоматолог. Здесь, вместо того, чтоб наслаждаться отпуском, почти каждый день ходила к знакомым стоматологам смотреть, как они работают, ассистировала, когда нужно было.
Когда я водила ее и детей на фильм  3D "Машина времени" (Маалит а-зман),  и во время ожидания, когда пустят в зал, я сказала, что есть еще фильм о космосе и об организме человека:, сестра аж закричала: "О, организм человека, кишки, это так интересно, надо было туда пойти!" Это у нас семья медицинская, третье поколение уже. Только я и мама - гуманитарии,  папа- фармацевт, и то я осенью иду на 3 года учить фитотерапию и питание.
Наш дядя - хирург-онколог, еще в молодости даже в свой выходной день бегал в стационар, проведывал своих больных, кормил их и перевязывал сам. Дослужился до зав. отделения и детского онколога области, но надоело бумаги перекладывать,  людей лечить больше нравится, и сейчас он снова - обычный хирург, хотя по возрасту мог бы и на пенсию уйти. Его жена, т.е. моя тетя, преподает  в медуниверситете, обе их дочки работают в роддоме, кандидаты наук. А все началось с нашего деда, который прошел путь от сохи до зав. кафедрой химии в медицинском институте (это украинский дед, а еврейский дед был учителем математики).
karmit: (я)
Мы были в Тверии 5 дней, вчера вернулись. Еле ноги унесли. Ужас-ужас. Нас 9 человек (я и мои дети, бабушка+моя сестра с дочкой, а наш папа дома остался на работу ходить), мест у бабушки в машине 5. Соответственно, 4 человека - я и еще 3 - добирались везде общественным транспортом. Автобусы из Иерусалима в Тверию ездят каждые полчаса, нам удалось прорваться только в третий автобус. А из Тверии те же самые автобусы ездят раз в час. Народ Израиля показывает себя во всей красе, чтобы залезть в автобус. А что делать? Когда ехали назад, с остановок народ махал автобусу, а он не останавливался - был полный, да и в Тверии не всех впустили.
Общественного транспорта внутри Тверии, как такового, почти нет, а еще очень жарко и нет нигде табличек с названиями улиц. И везде много приехавших, которые ничего не знают, так что спрашивать, как пройти, почти бесполезно.
В Кинерете негде протолкнуться, дно - острые камни, то маленькие, то большие. чтобы окунуть свою бедную тушку в воду, нужно долго чухать по жаре, и потом долго искать место.
И жара, конечно же. Очень-очень жарко. И надо все время идти куда-то вверх. Не то чтобы в Иерусалиме холодно, но у нас зато вечера хорошие.
Понравился мне там дом, который мы снимали, всего 1000 шек. за ночь. похоже на планировку квартиры в Иерусалиме, но все большое, и дворик, куда дети выходили побегать, да и в доме им было где развернуться.
Красивые виды Кинерета, и еще там на кораблике катают - вот это здорово было. Так что летом я туда больше не ездок, а в более холодное время - очень может быть.
karmit: (я)

Благословенна его память, пусть отомстит Всевышний за его кровь.
karmit: (я)
Когда у нас прозвучала сирена, девицы страшно перепугались, заплакали в голос. Хорошо, что у нас защищенная комната внутри квартиры и не надо бежать в подъезд. Спящего Моше схватили с кровати, он ворчал недовольно. Арик ничего не понял. Шира и до сих пор спрашивает, когда будут снова стрелять.
На следующий день Браша принялась креативить на тему обстрелов.
Это ее любимый с младенческих времен медвежонок Шмулик. И композиция, и фото - все Брашиных рук дело.

Медведь первый. Держит плакат "Железный купол" (система сбивания ракет). На иврите это игра слов: купол=ермолка.




Медведь второй и медведь третий )
karmit: (я)
В прошедшую пятницу я пошла в один супер, где хорошая выпечка, за халами к шаббату. В этот супер я, как уже писала, хожу редко, т.к. он дальше всех других магазинов, но у меня там постоянно происходят какие-то истории - то повезет помочь кому-нибудь, то встречу кого-то из хороших знакомых.
И вот позавчера как раз в районе хал встречаю [livejournal.com profile] larissat . Только остановились с ней поговорить - и тут проходящий мимо покупатель тоже останавливается и говорит Ларисе: "Ой, а я тебя где-то видел... а, по телевизору! Ну и как там Игаль? У тебя же сын, да? Будьте здоровы, держись!" Только он отошел, и тут из-за стенки пекарни выходит работница, подбегает к нам и говорит: "А я сразу, как только он с тобой заговорил, догадалась, кто ты! " и закричала своей напарнице: "Иди сюда, здесь самая лучшая женщина в мире!" Та прибежала, тоже заохала, они вдвоем заговорили: "Ой, надо же, какие люди! Как Игаль? Где он сейчас сидит? Он в одиночке? Свидания дают? А когда его уже освободят? Всего хорошего, Лариса, держись!"
В общем, нравятся мне сейчас настроения в израильском обществе. Раньше было иначе.
karmit: (я)
14 с половиной лет назад арабы убили двоих 14- летних мальчиков из поселения Текоа, где мы тогда жили, осиротевшие семьи были нашими соседями...
Убийцы живут себе припеваючи! Я надеюсь, что сейчас, когда эти ребята не вернулись живые домой, что-то изменится. Дома похитителей сегодня разрушат! Да какие там дома, пусть на скале их повесят на съедение животным! Надеюсь на месть и боюсь, что наше правительство, как всегда, утрется.


Оригинал взят у [livejournal.com profile] jennyferd в Страшная находка
Тела троих еврейских юношей — 16-летнего Нафтали Френкеля, 16-летнего Гилада Шеара и 19-летнего Эяля Ифраха — найдены в деревне Хирбат Арнав, к западу от крупного арабского поселка Хальхуль, что в предместьях Хеврона. Юноши были похищены в ночь с 12-го на 13-е июня в Гуш-Эционе, когда после учебы они возвращались домой и сели в попутку.

Image Hosted by PiXS.ru

Их нашли добровольцы, инструкторы по туризму, которые принимали участие в поисках подростков с первых дней после похищения. Они прочесывали район Хевронского нагорья, координируя свои действия с армейским командованием.

Наверно, ребят убили через короткое время после похищения. Сейчас их тела находятся в Институте судебной медицины Абу-Кабир.

Убийцы - из отделения ХАМАСа в Хевроне. Из той самой террористической организации, которую так любит министр Лавров... Именно сегодня об этом был мой пост.

ДА ОТОМСТИТСЯ СМЕРТЬ ПОГИБШИХ МАЛЬЧИКОВ!
karmit: (я)
5. Арье-Лейб

Следующий ребенок свалился на нас тоже в качестве подарка. Наверное, наверху решили сначала, что нам нужен мальчик, и к нему - еще мальчик в компанию, не может ведь Моше быть один в девчачьем царстве? К этому времени я убедилась, что мальчик - это совсем не страшно, и новому мальчику была рада, а девицы были рады и первому мальчику с самого начала.

А имя я вдруг вспомнила. Еще давно, когда и будущего мужа на горизонте не было, мне хотелось, чтоб, когда у меня будут дети, чтоб был мальчик по имени Арье-Лейб. А у разных моих знакомых рождались мальчики, и они давали им это имя, я даже на них про себя обижалась - если столько детей с одним и тем же именем, куда мне уж там втолпиться? А потом, за всей жизненной свистопляской, я об этом совершенно забыла.

На тот момент, когда должен был родиться наш Арик, те Арье-Лейбы уже стали взрослыми. Так что у меня никаких сомнений не было, и когда муж пытался обсудить со мной имя, я говорила - только Арье-Лейб. Это, если кто не знает - лев на иврите и на идиш. Есть еще еврейские имена, двойные с одинаковым значением - Цви-Гирш, Дов-Бер. И почему-то моему мужу такая идея не нравилась. И он со мной спорил, говорил - пусть будет Арье-Давид, например. Я от всех этих предложений аж тряслась - Давид само по себе мощное имя, зачем же его вторым именем ставить? И не хотела ничего слышать. И к тому времени, как ребенок родился, а там и день обрезания подоспел, мы так и не пришли к согласию по поводу имени.

Обрезание было не в простой день, а в праздник Шавуот - день дарования Торы. Поэтому у нас не было возможности самим назначать время церемонии, нам его назначили, и это было 7 утра в синагоге прямо во время утренней молитвы - после того, как в Шавуот мужчины всю ночь учат Тору в синагоге, сразу после этого они читают утреннюю молитву, так что я своего мужа не видела практически с вечера. Рано утром он забежал домой взять вещи для обрезания (в синагоге потом кидуш для всех делали), снова предложил прицепом какое-то имя к Арье, я на него нарычала - и все. К семи утра понесла ребенка к синагоге, там уже оказалось несколько самоотверженных знакомых - это нелегко ведь проснуться так рано в праздник, когда и будильник не завести, да еще и топать куда-то на обрезание!
И вот, когда все закончилось, и мне отдали нашего младенца, мы все вместе вышли на улицу, где я села на лавочку покормить его. Меня начали все спрашивать, как его назвали (в синагоге во время церемонии нам не было слышно на женской половине), а я не знаю! Народ удивляется - как это, а я говорю - не договорились. Все под эту лавочку штабелями укладываются, а тут какие-то мальчики к нам подходят и говорят - вы его назвали Арье-Лейб, мы все правильно расслышали? Тут я говорю: "О да!", и тут же говорю народу: "Наверное, Баруху хотелось сегодня домой попасть." Такие вот дела.
А потом уже наши соседи 2 недели приносили нам каждый день еду и многие, кому я говорила, как мы назвали ребенка, тут же отвечали: ой, а у меня папу так звали, а у меня брата так зовут, а у меня - сына, а у меня -  еще кого-то... И это был ответ мужу на то, что такое имя не принято.

И еще об уникальности имен. У евреев трудно с этим, т.к.  традиция именно в том, чтоб имя переходило по цепочке из поколения в поколение. Но мне вначале удалась эта уникальность с именами девиц - вокруг нас в поселениях, где мы жили, не было больше ни одной девочки с таким именем, как у нас. Даже Ширы не было, почему-то распространено было имя Шир, но не Шира.
А вот когда мы переехали в Иерусалим, то в наших интересах было поменьше отличаться от окружающего населения, чтоб поскорее вписаться в общество. И вот удивительно - вокруг оказалось много девочек и женщин с такими же именами, как у наших девиц. Ну, а уж Моше и Арье - тут и говорить нечего, только и слышно было из окон: "Моше, иди домой! Арье, иди домой!" Так что с чем-с чем, а с именами мы отлично вписались.

У Арика целая куча нянек и друзей по играм в виде сестричек и братика, и ему очень не нравится, когда кого-то нет долго дома, перечисляет всех и спрашивает, где они. А прошлым летом все уехали на неделю отдыхать на Кинерет, и только я с Ариком осталась дома, т.к. не понимаю, как можно в самое жаркое время ехать в самое жаркое место в Израиле. Так Арик на следующий день заболел - была температура 40, и больше ничего, и пока все не вернулись, он так и горел у меня на руках все это время, я уже была не рада, что не поехала. Как только все стало дома, как обычно - ребенок выздоровел.

Вот, ребятки, и закончилась эта серия, спасибо, что прочитали.
karmit: (я)
Вот уже четвертый день сердце сжимается в тревожном ожидании, а в новостях - ничего. И сказать-то нечего, но я все-таки скажу.
Здесь, по-моему, совсем не место разговорам на тему "не нужно ездить тремпами". Это просто невозможно. Да их могли похитить и внутри "зеленой черты", и не обязательно на тремпиаде, как раньше бывало, не дай Б-г. Наши двоюродные "братья" чувствуют себя совершенно безнаказанно. А у нас, собственно, вся жизнь в стране построена на взаимопомощи. И тремпами ездить не перестанут. Потому что, если в городах очень неудобный общественный транспорт, но он все-таки есть, то в поселениях - что тут говорить, сами знаете. В Неве-Цуф, когда мы жили, было аж целых 4 автобуса в день в Иерусалим и столько же - в Тель-Авив, причем для меня 2 из них не имели смысла, т.к. один был рано утром и один - поздно вечером. А чтоб домой доехать - например, со стороны Тель-Авива и всех остальных городов Израиля нужно было добраться на перекладных до блокпоста Рантис, и там уже иногда ездил автобус, очень иногда, тремпом уехать было гораздо проще. И с этого блокпоста последний автобус был в 19 часов с копейками. При нас отменили бесплатные подвозки в 21-30 и в 22-30 как нерентабельные, добирайся как хочешь. А между поселениями часто нет автобусного сообщения вообще.
Получается палка о двух концах - регулярно работающий транспорт нерентабельный, а торчать ночью на тремпиаде - опасно.
Да, и в Текоа мы прожили 5 лет, поселились там в 2000 году, и как раз началась интифада. Так "Эгед" просто отменил все автобусы, только через несколько месяцев восстановили движение.

А на той тремпиаде напротив Алон Швута я много раз сама стояла ночами - там вообще никакого общественного транспорта не ходит. И некоторые водители спрашивали меня, где мои родители, почему меня отпустили (да мои родители в Украине вообще не поняли бы, в чем проблема).

Ну и, собственно, наша израильская проблема в том, что наши власти помогают больше двоюродным братьям, чем своим родным.

И, по-моему, сегодня будет оптимальным решением - подписать петицию за то, чтобы отключить всем "палестинским" арабам свет и воду, пока не освободят наших ребят:
http://www.atzuma.co.il/bringbackourboys
Верхняя строчка - имя, нижняя - место жительства.

Для молитв - имена ребят:

Яаков-Нафтали бен Рахель
Гильад-Михаэль бен Бат-Галим
Эяль бен Ирис Тшура


karmit: (я)
4. Моше
Четвертая беременность произошла неожиданно. Мне пришлось долго привыкать к тому, что я - обычный человек, у которого может случиться беременность без вмешательств врачей. Состояние у меня было паническое - Шире было 2,5 года, она постоянно находилась у меня на руках, по улице я ее везла в коляске бегом, поскорее мечтая оказаться дома, т.к. Шира постоянно орала. Когда мой папа приезжал к нам в гости, он ее нес по улице на руках, а я катила рядом пустую коляску, но я так не могла. И что ж теперь делать?
Забегая вперед, расскажу - деваться было некуда с подводной лодки, после рождения Моше Шира все также или засыпала у меня на руках (на тех же руках был и Моше, а я ждала прихода мужа с работы, чтоб он разобрал детей, а я могла встать), или раскладывала у меня в ногах детский диванчик и укладывалась спать на нем. Так и (вы)жили.
И еще - когда нам во время беременности сказали, что это мальчик, я впала в состояние шока. Когда у нас не было еще ни одного ребенка, мне хотелось кого-нибудь, не важно, кого. когда ждали второго ребенка - то же самое, я с радостью ждала кого-нибудь, в третий раз я с облегчением вздохнула, когда узнала, что это девочка. А теперь мальчика я ждала с ужасом - что же я буду делать? И раньше-то я не понимала разговоров на тему "ах, одни девочки, мальчика бы еще".
А тут еще мы переезжали из поселения в Иерусалим - муж давно хотел, а я - нет, для меня это была трагедия. может, кому-то и смешно - тоже еще трагедия. А я после переезда лежала в кровати и ждала, когда пройдет очередной день, так мне было хреново и ничего не хотелось.
Такое длинное предисловие, и все для того, чтоб сказать, что вопрос имени будущему ребенку мы с мужем не обсуждали, вообще об этом не говорили. Хотя тут и обсуждать было нечего.
У меня был еврейский дедушка Миша, а у моего мужа папа - тоже Миша. Так что примерное направление и так было.
И вот ребенок родился - такой трогательный, толстенький и беззащитный. Мне его так было жаль - что я боялась его появления, а у него ведь сейчас нет никого ближе меня. И он тоже не слезал у меня с рук, а в коляске и вовсе не ездил - появилась возможность приобрести слинги, и из слинга он перешел в состояние бега.
Да, так имя. Имя в честь дедушек Миш, но когда после рождения ребенка мы с мужем, наконец, заговорили об имени, оказалось, что мы оба не хотим имя Михаэль. Мне очень нравилось имя Моше. Кроме того, мой дед родился в 1907 году, и вполне вероятно, что его записали вовсе не Михаилом, а папу мужа в 1946 году назвали в память о дяде, которого, вроде, звали Моше. Так что на этот раз споров никаких не было.
Правда, начались какие-то звонки мужу от его родственников, которые требовали, чтоб ребенка назвали Михаэль. Когда я об этом узнала, меня в принципе изумила постановка вопроса - как это родственники вообще осмелились выяснять отношения с моим мужем по поводу того, как назвать нашего ребенка? Я ему так и сказала - донеси до них, что имя даем мы и только мы, и не говори вообще, как мы собираемся назвать ребенка - это и по еврейскому закону не положено до обрезания на 8-й день после рождения.
Обрезания я жутко боялась. Но, как мне сказали, что через неделю ни я, ни ребенок не будем это помнить, так оно и оказалось.
Моше с самого рождения и сейчас такой хороший, что все равно,. мальчик он или кто там. Хотя он с самого начала ведет себя именно как мальчик - и родился самый большой, 4400, и кушал всегда, как зверь, и все делает сам - кушает, одевается, открывает и закрывает дверь, когда идем куда-то, и проказничает, как мальчик. 4 года ему на днях будет.
И я очень рада, что он у нас так неожиданно родился - ведь с Широй было так трудно, что я не могла даже подумать о следующем ребенке. Мне раньше минимальным числом детей казалось 4, но после рождения Ширы  я думала, что мы на этом остановимся.
karmit: (я)
2. Элишева
Когда ждали Элишеву, имя тоже никак не могли придумать - у мужа только один вариант имени был, который мне не нравился, а мои варианты он все отвергал. Один пункт его требований был - чтоб таким именем называлась какая-нибудь известная нам праведная женщина, которая к тому же родилась в Израиле (поэтому, например, он не хотел имя Хава).  А у меня всегда был пункт - чтоб имя было не только красивое, но и достаточно редкое.
Ну и чего - снова ребенок уже родился, а имени все нет. И вдруг я вспомнила семью Эшет из Кирьят-Арбы. Когда я там жила и работала в магазине, эта семья  - вернее, мама семейства, которую звали Элишева, - была в магазине постоянным клиентом, и однажды пригласила меня на шаббат, а когда за разговорами оказалось, что у меня есть жених, то потом нас пригласили вместе, и на свадьбе они у нас были, и "шева брахот" нам потом делали в Хевроне.
Это была такая хорошая порядочная семья, и тут уж моему мужу трудно было найти возражение против имени Элишева.

3. Шира-Двора
Тут мы снова оригинальностью не отличились - споры об имени были несколько месяцев до родов, и когда ребенок уже родился, имени до сих пор не было придумано.
С первыми двумя детьми у меня были проблемы с грудным вскармливанием, я не смогла их решить. В третий раз я почти сразу увидела, что снова есть проблемы, но теперь у меня был Интернет, у меня была куча информации и знакомых, которые могли посоветовать консультанта, и я нашла консультанта, которая мне очень помогла.
В первый раз, когда она ко мне приехала, прошло 5 дней после родов, мы с ребенком были бедные-несчастные. И вот, эта удивительная женщина, которая нас спасла, она после нескольких часов консультации и кормлений взяла привязала к себе ребенка слингом, и ребенок, который все 5 дней плакал, вдруг довольно замурлыкал песенку. консультант нас спросила, есть ли у девочки имя, и когда мы сказали, что нет, воскликнула: "Назовите ее Шира (пение), она так хорошо поет!" Это был как раз канун субботы, и на следующий день утром в синагоге наш папа поднялся к Торе и объявил имя новорожденной - Шира-Двора (имя Двора просто взяли наобум, т.к. муж все-таки хотел, чтоб к имени Шира мы добавили еще и имя из Танаха).
Шира те несколько лет, что она засыпала у меня на руках, оправдывала свое имя - как только после наших многочасовых бдений я слышала, что Шира мурлыкает сама себе песенку - это значило, что она вот-вот уснет, и ее можно будет положить в кровать.

Да, и так получилось, что там, где мы жили тогда, имена у наших девиц были уникальны, вторых таких не было. Но потом, когда Моше собирался родиться, мы переехали в Иерусалим. Продолжение следует...
karmit: (я)
Давно собираюсь написать об именах детей. Детей пятеро, а имен - еще больше.

1. Гила-Браха, она же Браша.
Брашу мы ждали долго и нелегко - и тягомотные процедуры были, и операция, и благословение у рава просили. Наконец, когда оказалось, что ребенок будет, и это девочка, мы с мужем начали обсуждать вопрос имени. То, что хотела я, не хотел он, и наоборот. В принципе, я хотела назвать девочку Фридой , потому что так звали бабушку мужа. А он как раз не хотел - говорил, что мы живем не в идишской среде, и такое имя будет звучать некрасиво. На идиш Фрида - это радость, а на иврите читается, как "разлука". Мы забрасывали друг друга именами, и к согласию никак не приходили. Так продолжалось несколько месяцев, уже подходило время родов, а имени не было. Еще мне нравилось имя Браха (благословение), но тут муж снова возражал, что имя от того же корня, что и его - Барух, а у евреев не называют детей именами, идентичными именам близких родственников, если они живы.
Вот уже и ребенок родился, имени нет, а девочкам имя дают во время чтения Торы в синагоге в субботу или в понедельник, или в четверг. Больше недели после родов не тянут, имя надо дать.
Примерно дня через 4 после родов мы с ребенком поехали в санаторий для рожениц, а там в столовой во время еды все чесали языками с другими такими же роженицами. Я несколько раз оказалась рядом с одной роженицей, у которой это были 11-е роды (я там была одна после первых родов, были роженицы даже с 13-м или 14-м ребенком), а старшей дочке было 18 лет. И вот она меня спросила об имени, и я с ней поделилась, что никак не можем с мужем договориться, я хочу имя Браха, а он не хочет, потому что он Барух. А эта женщина мне говорит - ну и что, у меня муж тоже Барух, а старшая дочь - Браха, вот ты ее видела, когда она приходила навестить меня.
Я тут же мужу рассказала - смотри, как у людей. Он все-таки не хотел, чтоб было одно имя Браха, и мы подобрали аналог имени Фрида на иврите - Гила (радость). Так и назвали, слава Б-гу, ребенка в последний момент, т.е. через неделю после родов. А моя мама придумала сокращение Браша. Причем я потом несколько раз встречала имя Браша или Броша в рассказах о евреях из местечек в черте оседлости. А имя Гила само по себе мне нравится, но почему-то своего ребенка я не смогла так называть. Я ее так и называю - Браша, а подружки ее называют или Гила-Браха, или Браха.
Браше уже 13 лет, она у нас 3 года назад перепрыгнула через класс, и на будущий год идет в семинар (так у нас называется старшая школа). Играет на нескольких инструментах, вся в музыке, пишет и сама, хочет стать учительницей музыки.

О других детях в следующий раз.
karmit: (я)
У нас здесь есть 3 супера, в которые я обычно хожу за покупками - 2 на расстоянии минут 15 ходьбы и еще один - чуть дальше. Вот в этот, что дальше, получается редко выбираться, но метко. Каждый раз, хоть муж и ворчит, чего я туда поперлась (я же всюду хожу с коляской, в которой Арик), потом оказывается, что не зря.
Как-то раз, проходя между стеллажами с товарами, увидела, что дяденька уронил 20-шекелевую бумажку, сказала ему. Не такие уж деньги, но жалко ведь терять.
В другой раз, когда подошла моя очередь расплачиваться в кассе, я увидела на прилавке кредитную карточку, а ее хозяин - он уже расплатился передо мной - собирался покинуть территорию. И на иврите не говорил, только по английски - вот было бы ему "хорошо", когда обнаружил бы пропажу.
А еще в другой раз встретила там случайно [livejournal.com profile] larissat, что само по себе подарок.
В последний раз, когда я там была, не удержалась и купила 5 булок - там было 5 за сколько-то. Почему я туда и хожу-то - у них там выпечка своя ужасно вкусная, чаще всего я туда перед шаббатом за халами хожу, а тут еще и булки зачем-то взяла. Взяла то, что мне нужно еще, расплатилась, вышла - и по дороге подумала, что в этот раз я непонятно зачем туда сходила, никому не помогла, никого не встретила из знакомых. Ну и ладно, бывает.
А через пару часов оказалось, что кладут в больницу друга семьи, и наша бабушка с Брашей едут туда же в больницу на шаббат быть около него, а халы купить не успели и уже все магазины закрылись. Так вот зачем я купила эти булки, и вообще зачем туда пошла в этот раз!

***
Вчера в одном торговом центре я спускала по ступенькам коляску (лифта там нет), и боковым зрением увидела куда-то бегущего харедимного дяденьку. Ну, бежит - и бежит, а оказалось, что это он ко мне бежал, помочь коляску спустить, ему вообще в другую сторону надо было. Мне часто помогают, но те, кому по пути, а тут - надо же, дяденька специально прибежал.

***
Несколько дней назад Браша ездила на свои уроки в консерваторион.Вдруг звонит мне муж, говорит, что Браша там где-то у дороги подобрала котенка, плачет и хочет его забрать, так как его там негде оставить. А я как раз в последнее время думала о том, что Браша слишком уж в музыку погружена и не видит, что происходит вокруг.
После мужа звонит мне Браша, действительно плачет и говорит, что котенок, о котором ей рассказали, что он сегодня родился, а его маму задавила машина и еще одного котенка - тоже, и она не может его там оставить.
И что делать? Мне понятно, что шансов выжить у котенка практически никаких нет - слишком маленький. Говорю Браше - ну, может, там еще есть кошка поблизости, ему же надо, чтоб его именно кошка вылизывала, каки выдавливала в первые дни, иначе он умрет, и молоко именно кошачье нужно. Браша еще больше плачет - не могу, говорит, его оставить здесь, и кошек никаких здесь нет. Потом мне снова муж звонил. что Браша котенка везет домой, и надо, чтоб остальные дети о нем не знали (тут свои сложности могут быть с соседями и вообще - не держат дома котов), прислал мне вопрос о такой же ситуации с какого-то звериного форума - там было написано, что кормить надо котенка каждые 2 часа кошачьим молоком, следить, чтоб какал, держать в тепле, надеяться на лучшее, но понимать, что очень велика вероятность смертельного исхода...
Браша привезла котенка домой, я ей дала почитать этот вопрос-ответ, она котенка укутала, массировала живот (получилось у него покакать пару раз), съездила в звериный магазин и купила жутко дорогую молочную смесь для котят и специальную бутылку с соской, каждые 2 часа кормила его по каплям  (ночью будильник заводила). Так продержался котенок 2 дня - и умер.Теперь я думаю, что не такая уж Браша не от мира сего - увидела ведь этого беднягу, настояла на своем, чтоб принести его домой, и сделала все, что могла, для него. Хоть и грустный конец, но в достойных условиях, не на дороге где-нибудь.
karmit: (я)
Говорила сегодня с папой - он в Гипрококсе работает, через дорогу от обладминистрации, он как раз в прямом эфире наблюдал балаган.
Вот статья о том, что вчера происходило: http://maidanua.org/2014/04/yak-rashysty-bezkarno-byly-harkivyan-svidchennya-ochevydtsiv/#!prettyPhoto
Так вот, там написано, что сепаратисты окружили здание театра им.Шевченко и требовали, чтоб им вывели оттуда мэра. Перепутать театр Шевченко и мэрию! Понятно, что это никакие не харьковчане. В Харькове любой ребенок знает, где находится театр Шевченко. И ведь русские могут сказать, что харьковчане их позвали на помощь. в то время, как это, скорее всего, были завезенные россияне.
karmit: (я)
"эмиграция евреев в 1971-1984"

http://ru-history.livejournal.com/4176716.html?style=mine&nc=12#comments
Особенно вот это:
Русские колхозники, чьи отцы отстояли Россию в 1941-45, жили в нищете и дерьме, а эти и в городах жили неплохо, а затем выехали и стали жировать зарубежом. Это непростительная несправедливость. Есть такой взгляд, что нынешняя власть, действуя в национальных интересах, должна экстрадировать из Штатов наиболее успешных и богатых из сынков и дочурок тогдашних эмигрантов, привезти их насильственно в российскую глубинку и заставить работать за 10-15 тысяч рублей в месяц. Как простые русские люди. Вот это будет справедливо. Ибо если бы простые русские люди не проливали бы семьдесят лет назад свою кровь, то тогда сии лица иудейской национальности просто бы не существовали. Пусть отдают долг.
karmit: (я)
Моше - Арику:
אריה, אם אתה תקח את הסוכריה שלי, אני לא אסלח לך.
(Арье, если ты возьмешь мою конфету, я не прощу тебе)
Такой Арик маленький, а против него уже интриги плетутся. Что значит трое старших сестер в доме - наверное, их воспитание.
karmit: (я)
Как же хорошо в Израиле в Пурим! По улице вчера было ходить сплошное удовольствие. Народу было много, и все были разодетые, раскрашенные кто во что горазд, пели песни, несли шалахмонес - гостинцы, и простые, и навороченные,  все красивые.  Я только успевала головой вертеть во все стороны. Когда мимо проходила группа  разодетых молодых людей и по очереди мне говорили "Пурим самеах" или "а гуте Пурим", я даже не сразу сообразила, что это мне. Как жаль, что я не могла все это сфотографировать - во время переезда потерялись все провода от моего фотоаппапата, остался только сам фотоаппарат и коробочка, а батарейка давно села :(

 Последние несколько лет я почти не участвую в приготовлении шалахмонес, все делают и разносят дети, в этот раз даже пироги сами пекли, я им только сказала, из чего тесто готовить.
То, что мы часто переезжаем, способствовало тому, что у нас везде теперь есть друзья - здесь, в Ромеме, только надо было успевать отдариваться, накануне Браша и Элишева съездили в Неве-Цуф с полными мешками шалахмонес (в Иерусалиме Пурим на день позже), и вчера,после того, как разобрались с шалахмонес в Ромеме, все дети с папой (только мы с Ариком остались дома), поехали развозить их по Рамот, едва успели до окончания праздника.
karmit: (я)

21 марта в Иерусалиме пройдет международный марафон. Список перекрываемых улиц

В связи с проведением марафона муниципалитет просит жителей города совершить недельные закупки заранее.

В период с 06:00 до 14:00 часов будут перекрыты следующие улицы:

длинный список )

И как раз перед шаббатом, когдв магазины закрываются в 13-14 часов! Это не массовая молитва, когда перекрыли в будний день всего-то один из выездов из города на пару часов, а возмущений было, будто в личный холодильник к возмущающимся посмели залезть.

karmit: (я)
Глядя на то, что происходит между Украиной и Россией, думаю, что Михаил Юрьевич актуален, как никогда. Да и Александр Сергеевич. И, конечно же, Александр Аркадьевич.
И еще, глядя на то, как молодые россияне в массовом порядке говорят: "Путин сказал, что войска в Крыму не российские, - значит, не российские", как верят тому, что в Украине запрещен русский язык и что на Майдане были сплошь фашисты с бендеровцами, - я понимаю, как же мне повезло. Повезло, что мне на пути попадались именно те люди, благодаря которым формировалось нон-конформистское мировоззрение.

Читать мемуар, много букв )
karmit: (Украина)
https://www.facebook.com/v.gaydukevich

Можно немножко мечты?
Ничто так не объединяет, как общая беда.
Сначала объединял Янукович. Теперь Путин. Страна становится неузнаваемо другой.
Олигархи впервые официально становятся руководить регионами , где они реально имеют вес. Наконец-то, а то все шифровались. Там, глядишь, до ответственного бизнеса и амнистии капиталов один шаг.
После обвинений Москвы в украинском фашизме, руководить экономическим сердцем страны соглашается авторитетный среди еврейской общины Европы человек. Лидер правых радикалов ведет добродушную беседу с послом Израиля и расстаётся на полнейшем позитиве... Разрыв шаблона кремлёвских технологов.
Перед угрозой русских оккупантов, русские по национальности и языку граждане Украины заявляют, что будут сражаться за Украину. Вечером позвонил человек, сказал в Запорожье у военкоматов очереди... 22:00 на часах.
Заблокированные морпехи в Феодосии передали, что будут сражаться за Украину до последнего патрона. Мы наплевательски бросили свою армию уже давно, а она, даже брошенная, готова за нас умереть.
Крымские татары - верх выдержки и патриотизма, я снимаю шляпу перед моими крымскими братьями. Турция подчеркивает, что ей важна наша страна такая как есть как раз потому что мы с крымцами именно братья. По честному...
Поляки, после стольких обломов вытянуть из Януковоща хоть какой-то толк, лечат наших активистов и обещают подать руку. Не на словах, а на деле - потому что братья. Литва - тоже самое.
Политики объявили негласное перемирие ибо как у Киплинга - во времена Великой Засухи, дорога к водопою должна быть доступна всем.
Да, мы разные и у нас куча проблем. Мы не умеем жить честно и до сих пор не избавились от шелухи совка, но мы стараемся. И то, что у нас не получалось добровольно, нас теперь заставляет делать общая беда.
Возможно завтра заговорят пушки.
Возможно я больше не смогу вам это сказать, поэтому скажу сегодня...
Я люблю вас, Украинцы.
Если мы переживем общую беду, у нас все получится.
karmit: (я)
Репортаж о том, как в Харькове защищают памятник Ленину http://kharkov.livejournal.com/1162012.html?style=mine#cutid1
karmit: (я)
Оригинал взят у [livejournal.com profile] smijana в Мамо, не плач.
В ПАМ'ЯТЬ ПРО ЗАГИБЛИХ НА МАЙДАНІ

Мамо, не плач. Я повернусь весною.
У шибку пташинкою вдарюсь твою.
Прийду на світанні в садок із росою,
А, може, дощем на поріг упаду.
Голубко, не плач. Так судилося, ненько,
Вже слово, матусю, не буде моїм.
Прийду і попрошуся в сон твій тихенько
Розкажу, як мається в домі новім.
Мені колискову ангел співає
I рана смертельна уже не болить.
Ти знаєш, матусю, й тут сумно буває
Душа за тобою, рідненька, щемить.
Мамочко, вибач за чорну хустину
За те, що віднині будеш сама.
Тебе я люблю. I люблю Україну
Вона, як і ти, була в мене одна.

Оксана Максимишин-Корабель
karmit: (я)
Оригинал взят у [livejournal.com profile] nazavzhdy в Лікарі Майдану
Originally posted by [livejournal.com profile] lluvia_ol at Лікарі Майдану
від Vika Yasinskaya

1800477_516384028475623_481388866_n

Вікторія. 51 рік. Невролог. Киянка. Працює в приватній клініці, а у вільний час – волонтером у медчастині Жовтневого палацу. Працює на Майдані з другого грудня. Була однією з організаторів медичної служби. Нещодавно брала учать у реанімації людини, яку принесли з вулиці з інфарктом. За 15-20 хвилин до цього благодійники привезли у медчастину реанімаційну апаратуру. Лише завдяки цьому людину вдалося врятувати

Read more... )

42

Feb. 4th, 2014 09:18 am
karmit: (я)
Многие в последнее время почему-то пишут, сколько им исполнилось лет. Ну и я напишу - интересная цифра.
Не так давно кто-то из детей спросил меня, жила ли я при царе. Нет, ну я все-таки не до такой степени того.. немолода.
А вообще, как говорил покойный папа мужа, "я говорил - взрослые, взрослые, а потом вдруг стал замечать, что взрослые гораздо моложе меня".

Profile

karmit: (Default)
karmit

March 2017

S M T W T F S
   1234
56 7891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Syndicate

RSS Atom

Page Summary

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags